Что делать, если забился катализатор: причины поломки и способы ремонта

SVS ВЫХЛОП
Что делать, если забился катализатор: причины поломки и способы ремонта

В течение длительной эксплуатации транспортного средства основные элементы систем могут выйти из строя. Не исключением является катализатор, который забивается после 100-150 тысяч пробега. В случае некорректной работы двигателя или наличии заводского брака симптомы поломки могут наблюдаться гораздо раньше. Об основных признаках неисправностей и путях решения проблемы поговорим более подробно.

Ключевые признаки неисправности катализатора

Самыми явными и понятными симптомами неисправного катализатора являются снижение динамических свойств автомобиля и уменьшение мощности двигателя. В результате показатели скорости снижаются, разгон слабый и неровный. В список дополнительных функций стоит включить:

  • Тяжелый старт мотора и странный звук при старте;
  • Отказ работы целого агрегата системы;
  • Активный запах сероводорода в выхлопных газах;
  • Сигнал CheckEngine на приборной панели;
  • Самопроизвольный рост или снижение оборотов.

В выхлопной системе вмонтированы специальные датчики контроля уровня кислорода, которые при внезапном механическом повреждении и разрушении активного вещества катализатора начинают сигнализировать о проблеме. Постепенное засорение датчиками не улавливается.

Причины поломки катализатора

Среди главных причин поломки стоит отметить плохую вентиляцию цилиндров. Недостаточное количество воздуха в силовом агрегате приводит к росту противодавления катализатора, в результате чего часть твердых частиц остается внутри цилиндра, а камера сгорания не наполняется топливом до конца. Такие нарушения приводят к снижению мощности и ухудшению динамики авто.

Катализатор засоряется по причинам:

  1. Дефекты в работе выхлопной системы и некорректная работа двигателя, в том числе высокий расход масла или его содержания в выхлопе.
  2. Топливо низкого качества, которое имеет свойство прогорать непосредственно в коллекторе, из-за чего катализатор плавится и приходит в негодность.
  3. Нестандартные (слишком мелкие) размеры сот нейтрализатора.

Не стоит забывать про механические повреждения, которые ждут нас на дороге в виде неровностей, бугров и прочих препятствий. Систематическое нарушение целостности катализатора приводит к его поломке в течение короткого срока.

Как ведет себя двигатель при поврежденном катализаторе?

Обращать на первые симптомы неисправности катализатора крайне важно. Игнорирование проблемы может привести к серьезным проблемам двигателя, а именно:

  • Увеличение расходов топлива в следствие высокого сопротивления выхлопа;
  • Увеличение вредных веществ в выхлопе;
  • Снижение мощности двигателя;
  • Полная и внезапная поломка двигателя.

Особую опасность для мотора несет разрушение внутренних элементов катализатора. Твердые частицы вещества забивают пространство между внутренней поверхностью цилиндра и поршнем, что приводит к повреждению зеркал. Удалить их можно только с помощью шлифовки или хонингования.

Методы проверки катализатора без съема детали

Существует 3 наиболее распространенных метода проверки:

  1. Демонтаж всего узла выхлопной системы. На многих марках авто данная операция невозможна, т.к. катализатор является частью цельной конструкции. В таких случаях используется болгарка или более сложные манипуляции.
  2. Проверка давления в выхлопной системе. Специальный монометр устанавливается вместо первого датчика и проверяется давление при рабочем режиме двигателя. Нормой считаются показатели 0,3 кгс/см² на 2,5 тысячи оборотов. Из минусов – корпус датчиков может сильно прикипеть к выпуску и снять их будет достаточно сложно.
  3. Диагностика давления в цилиндре. Датчик устанавливается вместо свечи зажигания, фиксирует данные осциллограммы на высоких оборотах и анализирует их.

При наличии давления выше 200 кПа, требуется незамедлительный ремонт или замена детали.

Особенности замены/ремонта катализатора

Если диагностика выявила проблему, существует несколько способов ее устранить:

  • Если загрязнение невелико и еще не произошло функциональных изменений в работе системы, можно попробовать очистить его от гари и частиц выхлопа;
  • Удаление катализатора с последующей заменой его на эмулятор или пламегаситель. Однако, это не гарантирует полноценную работу системы, а датчики будут реагировать на код ошибки и сигнализировать на приборную панель. Необходим перепрошивка всей системы;
  • Замена катализатора на новую оригинальную деталь.

На рынке представлены различные виды катализаторов, которые помогут улучшить динамические и эксплуатационные свойства вашего автомобиля.